Миссия ГК Интерфейс - Мы создаём комфорт, превращая сложные технологии в простые эффективные решения

10 октября 2018

Минстрой России разработал проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий в условиях существенного ухудшения экономической конъюнктуры возможность Правительством РФ принять решение о изменении тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и (или) необходимой валовой выручки и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов при одновременном переносе предусмотренных инвестиционной программой обязательств организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения).

Проект уже проходит процедуру согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Под существенным ухудшением экономической конъюнктуры в законопроекте понимается ситуация, когда объем валового внутреннего продукта в постоянных ценах за один из кварталов текущего года, меньше объема валового внутреннего продукта в соответствующем квартале предыдущего года. В этом случае Правительство РФ вправе принять решение о возможности изменения на период до трех лет (т.е. установления предельных показателей снижения) тарифов в сфере теплоснабжения, рассчитанных на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, и (или) необходимой валовой выручки теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, определенной в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, при условии переноса предусмотренных инвестиционными программами организаций сроков реализации мероприятий по созданию, реконструкции, капитальному ремонту объектов теплоснабжения, сроков достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности.

По указанному законопроекту позицию НП «Российское теплоснабжение» высказал президент партнерства Семенов Виктор Германович:
«Логика законопроекта состоит в том, что при стагнации развития можно отложить инвестиционный процесс в энергообеспечивающих отраслях и за счет снижения тарифов стимулировать экономический рост. В отношении к теплоснабжению, эта логика может привести к обратному результату по следующим причинам:
-    Основными потребителями тепловой энергии в теплоснабжении являются жилые дома и социальная сфера. Снижение платежей граждан за тепловую энергию не имеет корреляции с ВВП страны, так осуществляется товарное замещение, но в тех же стоимостных объемах.
Снижение платежей в бюджетной сфере будет, как минимум, компенсировано увеличением бюджетных расходов на обеспечение надежности теплоснабжения. Эти расходы и сегодня весьма велики (субсидии, дотации, подготовка к зиме, разница в стоимости топлива, бюджетные программы, фонд реформирования ЖКХ, компенсация убытков МУПов, компенсация убытков организаций которым отказано в прекращении теплоснабжения, ЧС) и обычно компенсируются через межбюджетные трансферы.
Снижать НВВ дотируемых организаций абсурдно, а у организаций лишенных дотаций средств на инвестиции как правило нет совсем.

-    Даже само появление подобного законопроекта окончательно отпугнет инвесторов от теплоснабжения и из возможных источников финансирования неотлагательных работ по обеспечению надежности останется только бюджет. Примером уже может служить Тверь и множество городов меньшего масштаба (не смотря на оптимистичные отчеты Минстроя России и неадекватную официальную статистику). Финансовые последствия от замораживания городов будут чрезмерны для бюджетов всех уровней.

-    У большинства теплоснабжающих и теплосетевых организаций объем средств по инвестиционным программам находится в диапазоне от 0 до 5% НВВ и организации фактически не имеют этих средств из-за неплатежей, увеличения ставки НДС, увеличения стоимости топлива выше заложенной в тариф, ограничения тарифов предельными индексами.

-    Фактически в инвестиционных программах учтены средства на замену сетей и источников без которых невозможно обеспечить надежность теплоснабжения. Это сети с максимальной повреждаемостью; котельные, строящиеся взамен источников владельцы которых отказались от их эксплуатации и дождались конца максимально возможной отсрочки в 3 года; работы для подключения социально значимых объектов и т.п. эти работы нельзя переносить.

-    Мнимая экономия от снижения тарифов приведет к росту задолженности за топливо, электроэнергию и воду, и так достигающей астрономических величин.
Теплоснабжение и водоснабжение с водоотведением являются сегодня самыми проблемными отраслями экономики. Но водоснабжением и водоотведением хотя бы занимается одно министерство – Минстрой России. Теплоснабжением «рулят» все подряд, абсолютно без координации и ответственности за результат.
Большинство ТЭЦ убыточны, большинство теплоснабжающих организаций тоже. В тоже время имеются и существенные внутренние резервы, которые можно было бы использовать при создании долгосрочных адекватных правил рынка. Сегодня наблюдаются ежегодные непрофессиональные попытки все поменять, с расчетом, что ответственность все равно будет на регионах и муниципалитетах, а организациям деваться некуда. Все проблемы выплывут, когда будет реально холодная зима.

Предыдущими изменениями законодательства введен фактический запрет на работу в теплоснабжении МУПов и ГУПов с расчетом на инициативу частного бизнеса. Комплекс рассматриваемых законопроектов «О перехвате управления», «О спецсчетах и банковском контроле» и рассматриваемый, создают основу для бегства частного бизнеса из отрасли, что фактически началось. Освободившуюся нишу займут финансовые спекулянты».

Источник: http://www.rosteplo.ru

Вернуться к списку