Миссия ГК Интерфейс - Мы создаём комфорт, превращая сложные технологии в простые эффективные решения

Сотрудники компании с радостью ответят на ваши вопросы, произведут расчет стоимости услуг и подготовят индивидуальное коммерческое предложение
Задать вопрос
28 ноября 2018

Неспособность регулятора к эффективному регулированию тарифов естественных монополий обсудили эксперты в ходе он-лайн круглого стола «Тарифная политика ФАС» на портале Института развития технологий ТЭК.

В области регулирования ФАС тарифов естественных монополий сложилась парадоксальная ситуация − недовольны все, и монополисты, и их клиенты.

«Газпром» недоволен запретом ФАС давать скидки с цены потребителям, тогда как независимые производители газа могут назначать произвольную цену, что позволяет им отбирать клиентов у монополии. «В результате к независимым переходят выгодные для снабжения клиенты: это промышленные потребители с равномерным потреблением на протяжении большей части года и без проблем с платежеспособностью. А у «Газпрома» остается население и объекты ЖКХ, у которых высокий пик потребления зимой и проблемы с неплатежами за поставленный газ», − говорит Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ. ФАС пока не смогло запустить даже пилотный проект либерализации цен в нескольких регионах.

Независимые производители газа также недовольны тарифами, но уже на прокачку газа и его хранение в подземных хранилищах (ПХГ), напоминает И. Юшков. Они жалуются, что тарифы на прокачку для них выше, чем для «дочек» «Газпрома», а хранение вовсе не регулируется надзорным органом.

ФАС должна была просчитать экономически обоснованную ставку исходя из затрат «Газпрома» на строительство и транспортировку, строительство газопроводов и т.д., а ведомство явно пошло по другому пути, становясь периодически за одной из спорящих сторон. «Справедливое тарифообразование могло бы ликвидировать ряд спорных моментов. Вместо этого оно становится очередным полем борьбы нефтегазовых компаний друг с другом», − констатирует эксперт.

Вследствие отказа ФАС рассматривать обоснованность заявки «Транснефти» на повышение тарифов в соответствии с потребностями компании в инвестициях, денежный поток монополии стал отрицательным. «В нынешнем году тарифы позволяют покрыть инвестиционные проекты «Транснефти» лишь на 16%. Итоговый денежный поток компании отрицателен. ФАС, как и в 2018 г., предлагает индексацию в размере 0,9% от инфляции. Парадокс, но чтобы заплатить дивиденды, компанию фактически вынуждают брать банковские кредиты», − говорит Сергей Алихашкин, эксперт Института развития технологий ТЭК.

«Ключевая проблема ФАС состоит в том, что она, по сути, оказалась сугубо техническим органом, который нацелен, прежде всего, на формальное удержание тарифов ниже уровня инфляции. Служба не сумела стать, своего рода, стратегическим «мозговым центром» тарифной политики, формирующим долгосрочные стимулы для развития как отдельных отраслей, так и экономики в целом», − считает Александр Перов, руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности.

В июне 2018 года руководства компаний «Транснефть, «Новатэк» и НЛМК обратились к премьер-министру Д. Медведеву с просьбой передать полномочия в области тарифной политики Минэкономразвитию. «Решения по совершенствованию системы ценового и тарифного регулирования не могут приниматься в отрыве от стратегических решений по развитию отраслей экономики», − говорится в обращении. Показателен официальный ответ на обращение компаний со стороны пресс-службы ФАС, подчеркивает А. Перов: здесь заявили, что проводимая ведомством «политика «инфляция минус»… является официальной политикой президента РФ и правительства РФ.

«Никто не говорит, что нужно принимать расчеты, например, «Транснефти», без обсуждения, но полностью отвергать их, основываясь только на данных о предполагаемой инфляции, по меньшей мере, не разумно», − считает Сергей Тихонов, зам. главного редактора по аналитике Национального отраслевого журнала “Нефтегазовая вертикаль”.

Проблемы регулирования со стороны ФАС, говорил ранее в беседе с «Лентой.ру» Николай Петров, политолог, профессор НИУ ВШЭ, в том, что антимонопольная служба превратилась в мегарегулятора-монополиста, что в ситуации ослабления Минэкономразвития чревато доминированием корпоративных интересов — и самой ФАС, и дружественных бизнес-структур над общегосударственными. «Вопрос в том, насколько идеологически и практически совместимы функции по регулированию тарифов монополий и антимонопольному контролю. Неслучайно в мире такое совмещение мало где встречается», — отмечает эксперт.

Из всех выступлений участников круглого стола вытекает необходимость принятия организационных мер в сфере регулирования тарифов, с чем явно не справляется ФАС.

Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы
Вернуться к списку